nik_kam (nik_kam) wrote,
nik_kam
nik_kam

Category:

О "неэффективности" айкидо

Многие люди, занимающиеся спортивными или боевыми (в основном ударными) единоборствами, но мало знакомые с Айкидо, а также многочисленные демагоги, считающие себя большими специалистами, склонны рассматривать Айкидо в целом как угодно, кроме как в качестве одного из видов боевого искусства. Обычно в ход ими пускаются доводы о неэффективности Айкидо против ударных стилей, в т.ч рукопашного боя, бокса, каратэ и.т.д.
Главных аргументов здесь несколько. Приведу самые распространенные из них:

1) В Айкидо не имеют никакого понятия об ударной технике, а, следовательно, о методах защиты от нее. Против хорошего ударника, либо в реальной уличной драке айкидо неэффективно.
2) В Айкидо изначально учат вещам, которые противоречат технике реального боя.
3) Атаки в Айкидо нереальные, а партнеры поддаются в стремлении угодить мастеру, исполняющему техники, либо от лени и в стремлении не напрягаться. В итоге джиу-вадза превращается в танцы и фитнесс.

Что вообще такое современное айкидо с организационно-технической точки зрения? По своей сути, это объединяющее название для целого ряда стилей и отдельных школ, которые сформированы на сегодняшний день благодаря выдающимся ученикам О-Сэнсэя, таким как М.Сайто, Г.Сиода, К.Тохэй и.т.д. на основе техник, преподаваемых М.Уэсибой в различные периоды его жизни. Здесь основное деление направлений Айкидо происходит по принципу довоенной (более жесткой и близкой к айкидзюцу) и послевоенной, которая во многом определялась неразрывной связью Айкидо М.Уэсибы с философией и религией. «....В 1941 году, проводя свои последние выступления в Хибия Кокайдо, сенсей сказал: «Мой путь обучения на этом завершается. Впредь я посвящу свою жизнь служению ками (богам) и укреплению духа»".
В то же время, в послевоенные годы, каждый из учеников О-Сэнсэя, кто открывал собственные школы и основывал свои стили, понемногу привносили в техники собственное видение того, как должны выглядеть техники Айкидо и какие принципы являются более значимыми и определяющими. Для сравнения:

Пять принципов Айкидо, сформулированные М. Уесибой:

1.Айкидо-это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной это Универсальный Разум, который содержит всё и всё объединяет.
2.Айкидо-это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
3.Айкидо-это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
4.Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
5.Акидо-это путь силы и сострадания, который ведёт к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Принципы Айкидо Есинкан, сформулированные позже
Годзо Сиодой:

1.Сила центральной линии (сохраняйте центральную линию прямой).
2.Сфокусированная сила (сила развиваемая объединением всего тела).
3.Сила дыхания (сведение вместе восприимчивости, дыхания и ритма в сфокусированную силу).
4.Ки («Ки» - владение равновесием).
5.Вхождение (движение тела, которое позволяет вам войти сферу вашего укэ).
6.Поворот (охватите движение укэ своим собственным круговым движением).
7.Рассредоточение тела партнёра (заставляя укэ чрезмерно расширять свою энергию, вы тем самым делаете его бессильным).
8.Тайминг (умение выбрать нужный момент для реагирования).
9.Использование энергии партнёра (уловите тайминг направленной на вас энергии).
10.Контроль коленей укэ (направляйте свою энергию в слабые места).
11.Удары (момент контакта становится ударом).

Как видно из вышесказанного, Морихей Уэсиба в конце своего пути, делал акцент на филосовско-религиозное понимание своего учения. А Годзо Сиода рассматривал именно практические принципы техники в их довоенном и достаточно жестком варианте.
Подобными различиями и обусловлен тот факт, что на сегодняшний день в рамках Айкидо сосуществуют стили Есинкан, Ивама-рю, Есейкан, Айкикай, ССТ, Ки-Айкидо и многие другие.
Соответственно, для того, чтобы оценивать эффективность Айкидо, будет более корректным рассматривать его конкретные направления, различия между которыми в методиках подготовки являются весьма существенными, несмотря даже на то, что общие принципы Айкидо по своей сути всегда остаются неизменными.
Ударная техника в Айкидо, каким его создавал М.Уэсиба несомненно есть. Вот что рассказывал в одном из своих интервью основатель Есинкан Айкидо Г.Сиода:

«Где-то в 1941 году сенсей Уесиба провел специальную демонстрацию в Сайнейкан додзё в Императорском Дворце.....
......Когда Такесита занимал пост Главного Управляющего, Император велел ему устроить демонстрацию приемов Айкидо. Такесита обратился к Уесибе, на что получил ответ:
- Я не могу показать Императору фальшивые приемы. Один из принципов Айкидо заключается в том, что противник должен быть повержен единственным ударом. Это лишь ложь, когда противник падает, лениво поднимается и снова атакует. С другой стороны, я же не могу калечить своих учеников.
Таким был его отказ от приглашения. Но, получив такой ответ, Император сказал:
- Мне все равно, что это фальшивые приемы. Покажите мне ложь!
В роли укэ были я и Тсутому Юкава.....»

Другой вопрос, в каком виде ударная техника представлена в том или ином стиле и даже конкретно взятой школе в наши дни. Сегодня определяющим является то, как именно сэнсэй учит своих учеников, что он лично хочет в них вложить и как сам понимает то искусство, которое практикует. Немаловажным является и то, какие цели преследует человек, приходящий заниматься в додзё Айкидо. В любых БИ, особенно имеющих солидную историю, учитель всегда имел право решающего голоса, т.е. он вправе отказать любому человеку в обучении без объяснения причин, особенно если цели, преследуемые этим человеком, не соответствуют принципам искусства, которое он хочет изучать. Этот же подход в отношении Айкидо является особенно справедливым и оправданным. В айки-додзё не место тем, кто пришел учиться драться. Айкидо ни в коем случае не искусство драки, а весьма глубокое по наполнению и сложное боевое искусство, изучая которое достигаются совсем иные цели. Для любителей подраться и тут же практически доказать свое превосходство, измолотив соперника, имеется множество доступных вариантов для самовыражения. Это бокс, полноконтактное каратэ, рукопашный бой и другие виды, предусматривающие соревновательную составляющую.
Да, в ряде стилей современного айкидо ударная техника как самостоятельный раздел методики обучения утратила свой первоначальный смысл, однако и здесь имеется свое «но». Во-первых, такая картина не является специфичной для всех без исключения айки-додзё. Во-вторых, ударная техника в виде атэми изначально заложена непосредственно в сами техники (приёмы) и часто является скрытой, проявляя свою эффективность в динамике, при сочетании таких факторов, как тайминг, камаэ и ирими. Тем не менее, во многих школах Айкидо ударные техники и в обычном виде активно практикуются, прежде всего, чтобы обеспечить реальность атаки и подготовить вас к тому, что противник должен и будет бить.
Говоря о неэффективности айкидо в реальных поединках, хоть и за скобками, подразумевается ситуация, когда айкидока выходит на ринг (татами), становится в стойку и начинает драться с представителем, как правило, ударного стиля, который готов к атаке и к тому, что против него будет попытка применить какие-то техники. Говоря об этом или подразумевая это, многие занимаются обычной профанацией, т.к. Айкидо в принципе самодостаточно и не нуждается в рекламе посредством соревнований, спаррингов и сравнений с другими видами БИ и спортивных единоборств, т.к. имеет совершенно иное предназначение.
В ситуации с уличной дракой, при отсутствии каких-либо правил, на первое место помимо ситуативности вообще выходят такие моменты, как индивидуальное мастерство, реакция и самоконтроль конкретного человека, вне зависимости от того чем он занимается. И поверьте, если Вы не мэйдзин (великий воин), то захотят зарезать – зарежут. Если очень захотят избить – тоже найдутся способы (не один так 20 человек справятся). Те кто заявляет, что хорошо знакомы с айкидо и бьют айкидзинов пачками, т.к. последние не способны нормально защититься, совершенно далеки от реальности. Все «критики» и «специалисты» в такой момент забывают, что опять же берут за основу рассмотрения соревновательную, а не абсолютную реальную прикладную модель ситуации. Причем и по соревновательному поединку с конкретным человеком нельзя судить об эффективности целого БИ.
Результат уличной драки между представителями различных стилей вообще невозможно предсказать, т.к. одинаковых ситуаций просто не бывает. Абсолютно все зависит от человека. Ведь может возникнуть ситуация (и такие реальные примеры есть), когда человек прозанимавшись айкидо всего несколько месяцев, на улице исполняет сихонаге как умеет и противник больше не встает. Есть и обратные варианты – человек был великолепен на татами, то есть был хорошо готов технически, однако на улице ничего сделать не смог, т.к. изначально был психологически побежден еще до начала драки. Это говорит о том, что штамповать любое БИ как неэффективное или небоеспособное в принципе некорректно.
Канчо К.Иноуэ говорил: «….Айкидо – не спорт. Невозможно заниматься айкидо как спортом. Нельзя устраивать соревнования, потому что тогда придется придумать правила! Где-то нельзя бить кулаком, где-то нельзя применять удар ногой, но в айкидо разрешено всё! В айкидо нет правил! Айкидо очень травматично. И потом, соревнования порождают дух соперничества, что противоречит духу айкидо. Айкидо – это путь к гармонии, а не к соперничеству….».
Второй довод «псевдоспециалистов» от БИ вообще изначально несостоятелен. Интересно, что высказывая кругом подобные суждения, они, тем не менее, подчеркнуто уважительно относятся к ученикам О-Сэнсэя. Тут и возникает парадокс: с одной стороны не вызывает сомнений эффективность работы мастеров Айкидо, с другой - методики подготовки, изобретенные ими же подвергаются сомнению. Часто еще используется такой довод: вы, мол, постоянно цитируете мастеров, ссылаетесь на их видео, а где же тогда современные мастера? Мастера такие есть и их много. Проблема в том, что Айкидо это путь на целую жизнь и истинными мастерами не становятся за 5-10 лет. Еще живо поколение непосредственных учеников М.Уэсибы, да и на смену им придут специалисты не хуже. А вот те, кто считает, что Айкидо в целом не имеет практической составляющей, уязвимо против других единоборств и учит только танцам, плохо себе представляют, что такое Айкидо. До степени «дан», что, кстати, по смыслу является синонимом слова «шаг», мало кто понимает Айкидо настолько, чтобы судить о нем с позиции специалиста. Только начиная с 1 дана (а часто и позже) человек начинает действительно постигать Айкидо, в то время, как проходя ученические степени, он просто изучает и применяет как умеет только базовые формы.
Нереальность атак является еще одним камнем преткновения в среде критиков Айкидо. Здесь существует один простой довод, который озвучивал в свое время К.Иноуэ:
«Люди часто говорили мне, что Сиоде сэнсэю удаётся выполнять техники с такой лёгкостью потому, что его студенты атакуют вполсилы. Возможно, это правда. Но мы не смогли бы атаковать его в полную силу, даже если бы захотели. Контролировать чьё-то ки означает не давать возможности атаковать в полную силу. Это тоже айки, не так ли? Из мира кэндо нам известны случаи, когда люди проигрывали из-за страха. Молодой человек не может так просто сделать прием, когда перед ним хрупкий старый мастер 80 лет от роду. Молодой проигрывает из-за своего страха перед старым мастером. Поэтому, если зритель на вашей демонстрации говорит, что то, что вы делаете, нереально – не стоит об этом сильно беспокоиться, поскольку это правда, и вы не сможете атаковать в полную силу. Сиода сэнсэй всегда говорил нам, что когда он пытается устроить лучшую демонстрацию, его укэ должен выполнять лучшие укэми на какие способен. Для меня не было лучшей тренировки, чем когда я выполнял укэми для сэнсэя. Вы не представляете себе, что он будет с вами делать на демонстрации. Между нами ведь не было какого-то соглашения».
Кто-то возможно скажет: «Это же мастера, а вот в таком-то зале…..». Здесь можно сказать только одно: если укэ в зале нападает со страхом, либо подыгрывает тому, кто выполняет технику, это не Айкидо, т.к. укэ попросту мешает ситэ изучать технику, т.к. не создает условий для ее исполнения. Только при условии проведения нормальной нацеленной атаки может что-то получиться. В случае же, когда укэ еще до атаки все время ждет, что его бросят или возьмут на болевое воздействие, динамика утрачивается и техника просто обязана кардинально измениться, причем с гораздо большим ущербом для укэ. А вот в уличном варианте атаки с этим как раз все в порядке, потому что цель атакующего – ударить вас, а не думать о возможных последствиях, поэтому энергетика удара естественная.
Самое главное тут для айкидок – самим не превращать интересное и сложное боевое искусство в курсы бального танца, а для этого необходимыми условиями являются: четкое выполнение советов инструктора, хороший самоконтроль, отсутствие сомнений в эффективности собственной техники, а также целеустремленность и самоотдача. Именно тогда, когда определенный результат на этом пути будет достигнут, изучение Айкидо станет образом жизни, а нападки различных «специалистов» попросту смешными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments